В нашей стране проблема детей с ограниченными возможностями (ДОВ) за последние годы стала весьма актуальной. Многое делается со стороны государства, функционируют специальные учреждения, разрабатываются законодательные нормы, программы, но на данный момент существуют множество различных проблем в различных областях, в частности проблемы сфере образования детей с ограниченными возможностями. Для детей с ограниченными возможностями одним из главнейших препятствий интеграции в общество является дискриминация при получении образования.
В Согдийской области был проведен мониторинг доступа к образованию детей с ограниченными возможностями. Мониторинговая группа состояла из числа сотрудников Ассоциации Молодых Юристов «Ампаро».
Исследование было проведено с целью выявления соблюдения права на доступ к образованию детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специализированных учреждениях, на дому и в общеобразовательных учреждениях, а также с целью привлечения внимания общества к данной проблеме, модернизации системы образования.
Дети с ограниченными возможностями имеют равное право на образование наряду со здоровыми детьми.
Одной из главных причин создавшейся ситуации является недостаточное выполнение обязанности государства по специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка. Данные учреждения недостаточно обеспечены, что лишает ДОВ права на доступ к образованию.
К сожалению, особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав (статьи 34 и 41) детей с ограниченными возможностями - права на образование и социальную защищенность, на действенную государственную систему поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.Вместе с тем следует отметить, что ситуация медленно, но улучшается с течением времени, доказательством чему является принятие типовых законов, периодическое повышение зарплаты учителям.
В школьных программах многих стран сегодня признано, что наилучшим образованием лиц с какой-либо формой инвалидности является образование в рамках общей образовательной системы, т.е. в общеобразовательных школах. В Таджикистане дети - инвалиды имеют возможность выбора образования из двух – либо обучение в специальных учреждениях, либо надомное обучение.
До последнего времени не существовало обобщенной информации о положении с соблюдением права на доступ к образованию ДОВ в специализированных учреждениях и на дому. И, хотя некоторые неправительственные организации предпринимают попытки исследования ситуации прав ребенка, до сих пор не проводилось комплексного исследования ситуации с правом на доступ к образованию ДОВ.